От типа установленной на машину резины зависит удобство вождения, ресурс покрышек, безопасность автовладельца и окружающих. Покрышки должны соответствовать сезону, подходить по грузоподъемности, размеру, индексу скорости и предполагаемым условиям эксплуатации.
По размерам и назначению все автомобили можно разделить на следующие типы:
- легковые, внедорожники, кроссоверы;
- малотоннажные грузовики и фургоны (грузоподъемность до 3,5 т);
- грузовики;
- специальная техника.
На выбор влияют не только размер и назначение покрышек, но и условия эксплуатации транспортного средства. Шины для бездорожья и асфальтовых дорог различаются по рисунку протектора, характеристикам боковин, составу использованной при производстве резины, а также по индексу максимальной скорости.
Покрышки для легковых автомобилей
При выборе шин для легкового автомобиля нужно учитывать:
- размер и массу машины;
- предполагаемую нагрузку автомобиля;
- скоростной режим и условия, в которых будет эксплуатироваться транспортное средство.
Все легковые шины можно разделить на следующие типы:
- Спортивные шины. Подходят для любителей быстрой активной езды. Протектор разделяется на крупные блоки, перемежаемые узкими неглубокими канавками для оттока воды, профиль протектора обычно низкий. Такая резина обеспечивает отличное сцепление с дорогой на сухом асфальте.
- Дождевые покрышки. Подходят для эксплуатации на асфальте во влажных регионах. Оснащаются глубокими продольными канавками в сочетании с поперечными и диагональными, обеспечивая своеобразный рисунок «елочкой». На сухом покрытии дождевая резина быстро изнашивается, однако на мокром обеспечивает уверенное сцепление с асфальтом.
- Туринговые шины (Grand Touring). Предназначены для вождения по шоссейным автодорогам, поэтому имеют высокий индекс скорости. Такая резина тише и комфортнее, чем спортивные покрышки, при этом она имеет управляемость лучше, чем у универсальных шин.
- Универсальные покрышки. Сочетают достаточную управляемость, хорошее сцепление с дорожным полотном и низкий уровень шума. Такая резина неплохо ведет себя на асфальте, а также на дорогах с плохим качеством покрытия.
При выборе летней резины для легковых авто следует обратить внимание на ее экономичность. Индекс экономичности указывается на стикере покрышки (диаграмма с латинскими буквами от A до G). Чем ближе буква к началу алфавита, тем меньше сопротивление качению и тем больше экономия топлива.
Шины для внедорожников и кроссоверов
Внедорожники и кроссоверы – это легковые автомобили, которые обладают повышенной проходимостью по бездорожью. Они имеют относительно большую массу и могут использоваться на бездорожье. При выборе покрышек для этого класса автомобиля нужно учитывать тип покрытия, на котором будет использоваться ТС, а также частоту выезда на бездорожье.
Кроссоверы обычно имеют привод на одну ось и редко используются вне асфальтовых дорог. Если машина вообще не выезжает с асфальта, для нее подойдет обычная легковая резина, однако из-за большой массы ТС она должна иметь повышенный индекс грузоподъемности. Можно приобрести резину с индексом H/T (highway terrain – «шоссейная местность»), которая почти не отличается от легковой, за исключением более высокого профиля протектора и более жестких боковин.
Если нужны шины для «паркетника», который обычно используется на шоссе, но иногда выезжает и на бездорожье, есть смысл приобрести автопокрышки с индексом A/T или A-T(all terrain). Это резина подходит для всех видов покрытий, но не идеальна ни на одном из них. Покрышки с таким индексом выдержат поездку по грунтовке, проселочным дорогам, легкому бездорожью, а также уверенно ведут себя на асфальте. Они имеют канавки для отвода воды и грязи, широкие боковины, их протектор состоит из крупных блоков.
Шины для внедорожника обозначаются индексом MT, M-T, M/T (mud terrain – «грязевое покрытие»). Протектор таких покрышек разделен на высокие блоки, расположенные далеко друг от друга, имеет канавки для отвода грязи и воды, а на боковинах покрышек находятся грязезацепы. Резина MT уверенно ведет себя на бездорожье, но на шоссе слишком шумит и имеет небольшое сцепление с дорогой, что снижает управляемость, особенно на высоких скоростях.
Покрышки для грузовых автомобилей
Автопокрышки для грузовиков бывают:
- дорожные – используются для асфальтового покрытия, увеличивают экономию топлива, низкий уровень шума, а также обеспечивают комфортные условия вождения;
- внедорожные – устанавливаются на военную и специальную технику, уверенно ведут себя на бездорожье, но при использовании на асфальте сильно шумят и значительно увеличивают расход топлива, могут представлять опасность на высоких скоростях;
- универсальные – устанавливаются на спецтехнику, особенно строительного назначения, уверенно ведут себя на асфальте и дорогах с плохим качеством покрытия, их установка влечет за собой рост расхода топлива в среднем на 15%.
Также резина для грузовиков маркируется в зависимости от оси, для которой она предназначена. Шины для передней оси должны обеспечивать управляемость и тормозные качества автомобиля, поэтому на них располагается множество продольных канавок. Покрышки для задней оси должны обеспечивать максимальное сцепление с дорожным полотном, поэтому они оснащаются поперечными канавками. Шины для прицепов грузовиков должны обеспечивать минимальное сопротивление качению для большей экономии топлива.