Омологация покрышек – процесс разработки шин для конкретного автомобиля с учетом его характеристик. Создание такой резины происходит по заказу производителя транспортного средства. Омологированные шины для легковых авто также называют покрышками OE – Original Equipment.
Между производителем транспортного средства и резины заключается договор о сотрудничестве, в котором прописываются требования к покрышкам. Они должны соответствовать:
- максимально допустимым для автомобиля скоростям;
- расчетным нагрузкам на колесо;
- эксплуатационным температурам.
Срок разработки автомобиля в среднем занимает не менее 5 лет. На начальном этапе производства уже известны примерные характеристики будущего авто. На параметры значительное влияние будут оказывать установленные на машину покрышки. Поэтому автопроизводитель подбирает марку и тип резины, которой будет комплектоваться новая модель.
У автоконцернов есть договоры с производителями покрышек, и выбор резины ограничивается 5-10 серийными моделями. Но когда производителя не устраивают имеющиеся шины, то он отправляет производителям запрос на омологированные шины под конкретную машину.
Как выполняется омологация резины для авто
Процесс разработки омологированных шин схожа с разработкой автомобиля, испытания и доработка опытных образцов может растянуться на несколько лет. Когда автопроизводитель решает, что для новой модели авто требуются особенные шины, он формирует техническое задание с указанием следующих характеристик:
- максимально разрешенная масса автомобиля;
- предельная скорость – при движении по разным типам поверхностей: асфальту, заснеженной дороге, по пересеченной местности;
- время прохождения круга – с указанием радиуса окружности;
- примерная шумность резины – в децибелах.
На этапе проектирования за основу берут серийные покрышки и оптимизируют их под требования техзадания. Инженеры и технологи изменяют: состав каучуковой смеси, тип корда, рисунок протектора, конструкцию каркаса и брекера.
Натуральный каучук повышает гибкость, эластичность и сцепление протектора с дорогой, особенно при низких температурах. Синтетический каучук позволяет корректировать свойства шины для увеличения износостойкости и устойчивости к высоким температурам, часто добавляется в смеси для летних и всесезонных покрышек. Технический углерод (сажа) придает резине прочность, износостойкость и устойчивость к разрывам. Кремний (силика) улучшает сцепляемость протектора с мокрой дорогой, снижает сопротивление качению при движении автомобиля, повышает экономичность машины за счет снижения расхода горючего.
Сера применяется для вулканизации каучуковой смеси, делает резину более устойчивой к растяжению, высоким температурам. Масла и смолы смягчают резину, улучшают гибкость и эластичность, особенно важны для зимних покрышек.
С использованием компьютерного моделирования проверяются характеристики будущих шин в разных условиях: зимние модели – при температурах от -1 до -40, летние – от 0 до +40. Всесезонная резина проверяется в расчетном диапазоне от +40 до -7 градусов.
На втором этапе создают прототипы автошин для тестирования в условиях полигонов. На стендах проверяют прочность, износостойкость покрышек, их шумность при разных скоростях, длину тормозного пути на различных типах поверхностей. Анализируют управляемость машины во время вхождении в повороты, тестируют резину на аквапланирование и пробуксовку.
Результаты проверок сравнивают с расчетными параметрами из ТЗ автоконцерна. Выбирают покрышки, которые показали лучшие результаты.
Виды омологированных шин:
- По сезону: летние шины, зимние, всесезонные
- По технологии: стандартные, Runflat – с возможностью движения при небольших проколах покрышки.
- По назначению: для обычных легковых автомобилей, для спорткаров, для внедорожников.
Можно ли заменить омологированные покрышки на аналогичные?
При эксплуатации большинства автомобилей владелец ТС может установить на него любые покрышки, соответствующие характеристикам: типоразмеру, индексам нагрузки и скорости. Однако ряд производителей премиальных машин не рекомендуют этого делать. Причина: при установке обычных покрышек характеристики автомобиля снизятся, это касается, например, качества сцепления колес с дорогой, увеличения тормозного пути. При этом замена омологированных шин на другие не лишает владельца ТС гарантии, – это запрещено законами Республики Беларусь. Но если вы заключите с автосалоном договор на расширенную гарантию, в документе может быть указан запрет, касающийся замены штатных покрышек. В этом случае, после установки неоригинальной резины, гарантийное соглашение перестает действовать.