Для сохранения эксплуатационных характеристик автомобиля необходимо следить за уровнем износа покрышек. Для этого нужно периодически проверять высоту протектора и осматривать резину на предмет повреждений.
Какой должна быть высота протектора шин
Важнейшим показателем состояния шины является высота протектора. В странах Таможенного союза, включая Беларусь, установлены единые требования к высоте протектора покрышек. Летние шины должны иметь высоту протектора не менее:
- 0,8 мм для мототранспорта (мотоциклы, мопеды и т. д.);
- 1 мм у грузовых ТС и прицепов к ним;
- 1,6 мм для легковых автомобилей, малотоннажных грузовиков, прицепов к этим ТС;
- 2 мм для пассажирского автотранспорта.
Зимняя резина должна иметь высоту протектора не менее 4 мм. Всесезонные покрышки – высоту соответствующую требованиям к сезонным шинам. Летом она должна составлять не менее 1,6 мм, зимой – не менее 4 мм.
Как определить износ протектора
Изношенность протектора можно определить с помощью специальных индикаторов, месторасположение которых обозначается значком треугольника, стрелкой или надписью TWI. В зависимости от производителя индикатор может представлять собой поперечные метки в канавках, ряд цифр на протекторе или цветные полосы.
Поперечные метки располагаются в водоотводящих канавках поперек их направлению. Если метка стерлась, шины не пригодны к эксплуатации, так как высота протектора меньше необходимой. Иногда такие индикаторы оснащаются промежуточными метками, стирание которых означает, что автовладельцу нужно подготовиться к замене резины.
Цифровой индикатор представляет собой цифры, расположенные на разной глубине протектора. Восьмерка находится ближе к поверхности, наименьшая цифра (двойка для летних шин, четверка – для зимних) – в глубине. По мере износа цифры стираются, актуальную глубину показывает самая большая из оставшихся цифр. Если стерлась самая маленькая цифра, покрышки нужно заменить.
Иногда встречается цветовой индикатор износа – полоска, расположенная по всей окружности покрышки. В зависимости от производителя:
- полоска стирается по мере износа;
- полоска проявляется: чем более изношена покрышка, тем ярче и толще становится полоса.
При отсутствии на покрышках индикаторов износа остаточную высоту протектора можно измерить глубиномером, штангенциркулем или обычной линейкой. Инструмент нужно поместить в канавку и измерить ее глубину в нескольких точках по всей окружности шины. Если хотя бы в одной точке глубина меньше допустимой, резину нужно заменить.
Дополнительные признаки изношенности шин
Признаком того, что покрышки нужно менять, является наличие внешних повреждений. Если на резине есть локальные грыжи, трещины, пробои и порезы, она не пригодна к дальнейшему использованию.
Изношенная резина может сказываться на управляемости автомобиля. Если во время движения по асфальту возникает сильная вибрация автомобиля, она может быть связана с неисправностью амортизаторов, разбалансировкой шин, неверной регулировкой углов наклона колес или с плохим состоянием резины. В случае возникновения вибраций нужно осмотреть шины на предмет внешних или внутренних повреждений.
Еще один критерий для оценки изношенности – возраст. С течением времени ухудшаются эксплуатационные характеристики покрышек. Основные мировые производители покрышек гарантируют, что их продукция может служить 10 лет. Однако в регионах с холодным климатом и не самыми качественными дорогами срок службы резины уменьшается вдвое. Шины возрастом старше 5 лет требуют регулярной проверки, а после достижения срока службы в 10 лет лучше их заменить.
Также можно ориентироваться на пробег машины на конкретном комплекте шин. Производители резины обещают ресурс в 100-120 тыс. км пробега, однако при тяжелых условиях эксплуатации можно делить это число как минимум вдвое. Средний пробег комплекта летней резины составляет 50 тыс. км, зимней – не более 40 тыс. км.