Главная Новости Борт покрышки: функции и особенности конструкции

Борт покрышки: функции и особенности конструкции

Борт покрышки – жесткая кольцевая часть автомобильной шины, которая необходима для ее надежной фиксации на ободе колесного диска. Этот элемент также отвечает за удержание воздуха внутри автопокрышки.

Функции борта шины следующие:

  1. Фиксация на диске – бортик надежно крепится на закраинах дискового обода, предотвращая соскакивание автопокрышки при нагрузках, поворотах и изменении давления.
  2. Герметизация – бортовое кольцо обеспечивает плотное прилегание к посадочным полкам диска, не давая воздуху выходить из автошины.
  3. Передача усилий – через бортик передаются крутящий момент от диска к автопокрышке при разгоне, а также распределяются боковые силы при поворотах машины.

Состав автомобильной покрышки

Конструкция бортовых колец автопокрышек

Кольцевая проволока изготавливается из высокопрочного стального сплава. Если покрышка предназначена для спорткаров или внедорожников, возможно использование кевлара или других прочных синтетических волокон.

При сборке кольца несколько витков проволоки скручивают в плотный, нерастяжимый пучок. Именно этот элемент является основой бортика, отвечает за жесткость посадочного места автошины. По форме кольца бывают круглыми или шестигранными. Во втором случае улучшается контакт покрышки с диском, уменьшается риск смещения резины по дисковому ободу, что может привести к быстрому истиранию автошины.

Обмотка бортика заполняет пространство вокруг проволочного кольца, придавая борту нужную форму и жесткость. Служит переходом от жесткой части к более гибкой боковине автошины. Изготавливается из прочной, мало деформируемой резиновой смеси. Чем выше индекс нагрузки автомобильной шины, тем жестче наполнитель.

Покрытие бортовых колец – слой резины, непосредственно контактирующий с дисковым ободом. Резина имеет высокую износостойкость, низкую газопроницаемость и хорошие фрикционные свойства. Такое покрытие необходимо для герметизации, предотвращения проскальзывания автошины на диске. Может иметь гладкую или сложную рельефную текстуру – в зависимости от марки автопокрышки.

Бортовая обертка – тонкий слой прочного текстильного или металлокордного материала, обернутый вокруг кольцевой проволоки и наполнителя. Она необходима для защиты бортиков от истирания о дисковый обод при монтаже или демонтаже покрышки, а также повреждений поверхности в процессе эксплуатации колеса. Дополнительные функции обертки:

  1. Предотвращает проникновение влаги на внутренние элементы покрышки препятствует развитию коррозии стальной проволоки.
  2. Служит усилением конструкции бортовых колец.
  3. Помогает распределять внешние нагрузки, которые воздействуют на бортик при движении автомобиля.

Уплотнительный выступ – небольшое резиновое утолщение на внутренней стороне бортика. Создает дополнительное уплотнение с выступом на дисковом ободе, предотвращая соскакивание покрышки при резком снижении давления, например, во время пробоев колеса или сильных боковых нагрузках.

Конструкция автомобильных шин

Форма и угол посадки борта имеют специфический профиль – угол наклона, который должен точно соответствовать профилю посадочных полок дискового обода обозначается буквами: J, JJ и другими. Индекс указывают в маркировке диска:

  • J – для легковых автомобилей с передним или задним приводом;
  • JJ – для полноприводных машин;
  • A, D – для мотоциклов, скутеров, велосипедов;
  • S, T, V и W – для грузовиков, коммерческого транспорта.

Особенности конструкции бортовых колец по типу шины

На бескамерных шинах более сложная и совершенная конструкция бортов с обязательным уплотнительным выступом, качественным покрытием поверхностей для надежной герметизации без камеры. Бортовая обертка изготавливается из легированной проволоки или особо прочного текстиля

В камерных автошинах борта не играют такой роли, как в бескамерных, так как для герметизации покрышки служит отдельный элемент – камера. Однако прочность и надежность фиксации резины на диске остаются критичными.

Шины, изготовленные по технологии RunFlat имеют усиленные бортики специальной конструкции. Они способны фиксировать шину на диске, частично выдерживать вес автомобиля даже при полной потере давления.

На грузовых покрышках (LT – Light Truck, C – Commercial) борта более массивные, жесткие. Проволока и наполнитель должны выдерживать нагрузки до 3,5 тонн.

Последствия повреждений бортов автопокрышек

Повреждения кольцевой проволоки – трещины, порезы или сильное истирание резины борта часто делают покрышку непригодной для дальнейшей эксплуатации, даже если протектор цел. Ремонту бортовое кольцо не подлежит.

Правильный монтаж или демонтаж покрышки должен производиться с использованием профессионального оборудования и специальной смазки. Это важно для предотвращения повреждения бортика покрышки, а также дискового обода во время движения. Перед бортировкой автомобильной резины с посадочной части диска необходимо удалить ржавчину, грязь, частицы краски.

Поделиться:
Меню
  • Поле E-mail заполнено не корректно
  • Поле E-mail заполнено не корректно
  • для .w-validation-alert есть 3 класса: color001, color002, color003
Заказать звонок