Балансировка колес – это равномерное распределение масс диска и покрышки относительно центральной оси вращения при помощи грузиков. При правильной посадке колес, автомобиль не заносит при ускорении и на поворотах, а кузов не вибрирует и тормозной путь не увеличивается.
В каких случаях проводят балансировку колес
Регулярная езда по неровной дороге, попадание в ямы, удары о бордюры или другие препятствия увеличивают вероятность деформации колесных дисков. Даже небольшие царапины и вмятины изменяют распределение масс внутри колеса.
На балансировку влияет и состояние самой шины. Микроразрывы корда, изменения формы из-за старения материала, а также загрязнение внутренней поверхности резины мелкими частицами грязи и песка создают дополнительные нагрузки на колесо.
При неправильной балансировке колес появляются следующие проблемы:
- Износ протектора. Появление волны уже после 5000-10000 км пробега, особенно по прямой. При дисбалансе пятно контакта шины «подпрыгивает» при каждом обороте – область протектора изнашивается быстрее, чем остальная часть. К примеру, за 10000 км такая «волна» составит 1-2 мм амплитуды, что снижает эффективность протектора на 15-20%.
- Дополнительная нагрузка на подвеску и ступичные узлы. Появляются стуки и дребезжание в стойках амортизаторов, ускоренный износ подшипников ступицы уже на 30000-40000 км пробега.
- Вибрация и «гуляние» руля. При скорости свыше 80-100 км/ч ощущается вибрация в руле и/или кресле, автомобиль «гуляет» по полосе. Даже неравномерность в 2-3 г на колесе при 120 км/ч создает центробежную силу, сравнимую с 240-360 г постоянной нагрузки.
- Увеличенный расход топлива. Дисбаланс создает дополнительное сопротивление качению из-за постоянных микроколебаний шины, что увеличивает энергию, требуемую двигателю. По оценкам, избыточный дисбаланс дает прирост расхода на 0,2-0,5 л/100 км.
- Ухудшение управляемости. При вибрациях теряется контакт резины с дорогой, особенно на высоких скоростях и при сложных покрытиях. Даже колебания в 0,5-1 мм амплитуды ухудшают реакцию на руление, экстренное торможение и сложные маневры.
Как часто нужно проводить балансировку колес
Желательно посещать СТО или шиномонтаж минимум раз в сезон – весной и осенью. За это время колеса могут потерять балансировку даже без изменения давления покрышки и конструкции подвески, повреждения дисков, микроколебаний дорожного покрытия.
Проверять балансировку нужно дополнительно в следующих случаях:
- Агрессивный стиль вождения. Любители быстрой езды и экстремальных маневров должны проходить проверку чаще остальных водителей – каждые 5000 км пробега. Резкое увеличение скорости, экстренное торможение и прохождение крутых поворотов увеличивают нагрузку на шину.
- Замена резины на автомобиле. Балансировку следует выполнить сразу после монтажа покрышек, а затем повторно – после пробега 300-500 км.
- Частое резкое торможение без ABS. Агрессивная манера торможения быстрее изнашивает протектор и смещает массу колеса относительно центра вращения, что негативно влияет на устойчивость движения.
- Длительное неиспользование автомобиля. Если транспорт не эксплуатировался более полугода, резина может деформироваться под собственным весом, что приведет к дисбалансу.
Этапы проведения балансировки колес
Для выявления и устранения дисбаланса используются три метода балансировки:
- Динамическая на стенде. Колеса снимаются с автомобиля и устанавливаются на специализированный станок. На нем проверяется вращение колеса и выявляются участки, создающие вибрацию или отклонения от равновесия.
- Автоматическая (бисерная). На этом этапе используется гранулированный материал, который помещается внутрь шины. Во время движения этот наполнитель равномерно распределяется внутри колеса, компенсируя любые нарушения равновесия.
- Финишная. Используется после основной процедуры на стенде и монтажа колеса обратно на автомобиль. Проводится дополнительная настройка для корректировки остаточных вибраций или перекосов.
Сначала автомобиль поднимают на подъемнике или пневмогидравлическом домкрате, после ослабляют и полностью снимают гайки. На этом этапе визуально проверяют обод и боковину покрышки: наличие вмятин на диске, трещин или порезы на борте резины. При сильных повреждениях потребуется купить шины.
Перед установкой на балансировочный станок с диска и внутренней кромки резины удаляют пыль, грязь, остатки битума с дорожного покрытия. Для этого используют щетку с жесткой нейлоновой щетиной и обезжиривающий очиститель-спрей.
Колесо монтируют на вал станка, подбирая центрирующие конусы под диаметр ступицы (от 57 до 110 мм). Конус должен точно совпадать с отверстием диска, чтобы исключить люфт. После затяжки при небольшом усилии рукой проверяют отсутствие люфта – деталь не должна «гулять» на конусе. Затем на панели задается тип программы балансировки (статическая, автоматическая или финишная), диаметр и ширина колеса, а также калибруется станок нулевым отбором (поворотом и сбросом показаний до «0»).
При старте станок разгоняет колесо до 100-200 об/мин. Специальные датчики определяют моменты максимального и минимального сопротивления вращению, после чего блок управления рассчитывает величину и расположение тяжестей: статическая часть (смещение центра тяжести вверх-вниз) – до 20 г, динамическая (поперечное и продольное смещение) – до 40 г. Результат выводится на дисплей: цифры «L» и «R» указывают, где и сколько грамм грузиков нужно установить.
Грузики аккуратно закрепляются на ободе: для стальных дисков используются клипсы-гальванизированные пружинные пластинки, для литых – клеящиеся свинцовые или цинковые грузы (по 5 г с резиновыми прокладками). Поверхность обода перед креплением слегка прогревают тепловым пистолетом до +40-50 °C для улучшения адгезии клея. После монтажа каждого грузика колесо снова запускают на короткий прогон – убедиться, что показания станка ушли в допустимый диапазон – менее 3-5 г суммарного дисбаланса.
Скорректированное колесо снимают со станка и устанавливают на автомобиль. После крепления всех четырех колес проводится краткая контрольная поездка на скорости 60-120 км/ч, обращая внимание на вибрации и «игру» руля. Если даже при высокой скорости рулевое колесо остается устойчивым и в салоне нет посторонних шумов, процесс балансировки считается завершенным.