Асимметричные шины имеют различный рисунок протектора на внутренней и внешней сторонах. Это обеспечивает хорошее сцепление колес автомобиля с дорогой, безопасность при движении на высоких скоростях, но требуется внимательности при установке.
Особенности асимметричных шин
Асимметричные шины бывают направленные и ненаправленные. Есть модели для легковых машин, автобусов, грузовиков. В зависимости от сезонности различают:
- Летние шины с асимметричным рисунком протектора. Их изготавливают из жесткой резины, что обеспечивает устойчивость машины на дороге в сухую погоду, в дождь.
- Зимние покрышки – более мягкие, имеют протектор с выраженным рисунком. Изделия адаптированы к низким температурам, снегу/льду.
Протекторы асимметричных шин разделены на две функциональные зоны, каждая из которых разработана для определенных условий эксплуатации:
- Внутренняя зона (Inside). Блоки и канавки отводят воду из-под шины, помогая предотвратить аквапланирование и обеспечить устойчивость транспортного средства при езде по бездорожью, мокрой дороге или слякоти. Блоки протектора в этой зоне снижают шум в салоне автомобиля, это повышает комфорт водителя и пассажиров.
- Внешняя (Outside). Рисунок протектора здесь более плотный, чем на внутренней стороне. Крупные блоки обеспечивают сцепление колес с трассой во время маневрирования, при прохождении поворотов на высоких скоростях. За счет жесткости внешней зоны шина сохраняет форму под нагрузкой, тем самым снижается риск механических повреждений. Это обеспечивает точное управление машиной, предотвращает ее занос, сокращает тормозной путь. Конструкция жесткая, поэтому нагрузка равномерно распределяется по поверхности шины, за счет чего увеличивается срок службы изделия.
Каждая шина сочетает характеристики разных зон. Они разделены между собой линией, где нанесена маркировка «Outside» и «Inside». За счет сочетания двух зон, покрышки адаптированы к разным условиям вождения. Например, при выезде с мокрой дороги на сухую, асимметричная резина обеспечивает надежное сцепление колес с дорожным полотном и управляемость автомобилем.
Преимущества асимметричных шин
Асимметричная резина эффективна на мокрых дорогах. Рисунок протектора внутренней зоны спроектирован для максимального захвата воды и направления ее в дренажные каналы. Использование более мягкой резиновой смеси во внутренней зоне обеспечивает больший контакт с дорогой и лучшее сцепление.
Жесткость внешней зоны влияет на управляемость автомобилем. Блоки протектора обеспечивают предсказуемый и точный отклик на повороты руля. Плотный рисунок увеличивает «пятно» контакта с дорогой, улучшая передачу усилия от руля на колеса. На сухой дороге жесткая внешняя зона обеспечивает устойчивость машины, что особенно важно при резком ускорении и торможении.
Асимметричный рисунок и зоны разной степени жесткости снижают колебания, вибрации кузова автомобиля. Это повышает комфорт поездки, по сравнению с симметричными шинами.
Преимущества асимметричных шин обусловлены сложным взаимодействием рисунка протектора, жесткости резиновой смеси и оптимизации каждой зоны для работы в определенных условиях. По сравнению с симметричными покрышками, асимметричные обеспечивают лучший отвод воды и сцепление с дорогой, управляемость и стабильность транспортного средства.
Особенности установки асимметричной резины
Асимметричные направленные шины «работают» только при вращении в заданном направлении. Стрелка на боковине указывает направление вращения колеса.
Если установить шину неправильно:
- Водоотведение будет нарушено. Канавки, предназначенные для направления потока воды, будут работать неэффективно, увеличивая риск аквапланирования. Вода будет задерживаться под шиной, снижая сцепление с дорогой, особенно на мокрой поверхности.
- Сцепление ухудшится. Блоки, оптимизированные для зацепления с дорогой при движении в определенном направлении, будут работать неэффективно. Это приведет к снижению управляемости автомобилем, увеличению тормозного пути. Это относится к сухой, мокрой поверхностям.
- Увеличится шум при движении транспортного средства. Это будет особенно ощутимо при езде на высокой скорости.
- Износ будет неравномерным. Одна сторона изделия будет изнашиваться быстрее, чем другая. Это сократит срок службы покрышек, потребует их преждевременной замены.
- Ухудшится управляемость. Автомобиль будет реагировать на рулевое управление менее предсказуемо, особенно на поворотах.
После завершения монтажа нужно проверить балансировку, чтобы устранить погрешности в весе разных элементов автопокрышки и обеспечить равномерное вращение колеса. Правильная установка снизит вибрацию, нагрузку на подвеску и рулевое управление автомобиля, а также предотвратит неравномерный износ резины.