Во время езды по мокрому покрытию может возникнуть эффект аквапланирования автомобиля. При его воздействии полностью теряется управляемость транспортного средства, что может привести к аварии.
Эффект аквапланирования: понятие
Аквапланирование автомобиля – эффект, возникающий при попадании колес в лужу, водную колею или просто при движении по мокрому асфальту. Причиной возникновения аквапланирования является гидродинамический клин на месте контакта шины с мокрым дорожным покрытием.
Рисунок протектора летних покрышек предусматривает наличие водоотводящих канавок, с помощью которых вода отводится из пятна контакта резины с асфальтом. В сильный дождь дренажная система шин может не успевать отводить воду – колеса начинают скользить по поверхности асфальта, как по льду. Из-за отсутствия сцепления с дорогой автомобиль становится неуправляемым.
Эффект аквапланирования может продолжаться несколько секунд и возникать не на всех покрышках. При наличии луж или при неравномерном износе резины могут начать скользить одно или два колеса. В такой ситуации машину может сразу занести или развернуть.
Что влияет на возникновение аквапланирования
На возникновение аквапланирования влияют следующие факторы:
- скорость автомобиля – чем ниже скорость движения, тем эффективнее работает дренажная система покрышек и меньше вероятность потери управления;
- толщина водного слоя – чем глубже лужа или сильнее дождь, тем больше шанс потери контакта покрышки с дорогой;
- износ покрышек – вероятность возникновения эффекта выше на старых покрышках, особенно с неравномерным износом протектора;
- уровень давления в покрышках – понижение давление увеличивает вероятность возникновения эффекта;
- качество дорожного покрытия – шанс попасть в аквапланирование выше на покрытии с колеями или на идеально ровном асфальте. Более абразивный асфальт лучше держит пятно контакта с покрышкой. По этой же причине шанс поймать аквапланирование на грунтовой дороге минимален.
Также на вероятность возникновения эффекта влияет масса авто. Чем тяжелее машина, тем больше ее прижимная сила и больше пятно контакта покрышек с дорогой. Поэтому аквапланирование с большей вероятностью характерно для легковых автомобилей, особенно малолитражных.
Автомобильная резина эконом-класса обычно хуже отводит воду – значит шанс столкнуться с аквапланированием при ее использовании выше. Чтобы уменьшить риск, можно купить шины премиум-сегмента, изготовленные из более качественной резиновой смеси.
Как избежать аквапланирования
Чтобы не попасть в аквапланирование, необходимо снижать скорость при движении в дождливую погоду. Согласно испытаниям, скорость движения в 70-100 км/ч на мокром дорожном полотне является критической для возникновения эффекта. Если одновременно воздействует несколько факторов (изношенный протектор, небольшой вес автомобиля, пониженное давление в шинах), аквапланирование может возникнуть и на скорости в 40 км/ч.
Необходимо следить за износом протектора и за уровнем давления в шинах. Летние шины должны иметь высоту протектора не менее 1,6 мм. Некоторые производители наносят на протектор покрышек дополнительный индикатор износа в виде капли. Если он стерся – резину необходимо менять. Давление в покрышках должно составлять не меньше 2,2 бара или соответствовать значениям, указанным производителем.
Можно поставить на автомобиль дождевые покрышки, которые имеют глубокие водоотводящие канавки и особый рисунок протектора V-образной формы. Дождевая резина обычно является низкопрофильной, что позволяет увеличить пятно контакта покрышки с дорогой. Такие шины могут иметь в названии слово «Water», «Rain» или «Aqua» и обозначаться значком зонтика.
Дождевые шины не дают стопроцентной гарантии от попадания в аквапланирование. Однако их использование позволяет безопасно двигаться в дождь с большей скоростью, чем на обычной резине. Использование таких покрышек актуально, если часто приходится ездить в дождь по автомагистралям. К недостаткам дождевой резины можно отнести большую шумность, быстрый износ и высокую цену (в сравнении с обычными летними покрышками).
Как бороться с аквапланированием
Если эффект аквапланирования уже возник, то нельзя ни резко тормозить, ни крутить рулевое колесо – это приведет к заносу или развороту машины. При утрате контакта шин с мокрым дорожным полотном нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Удерживать рулевое колесо автомобиля в том положении, в котором оно находилось в момент потери сцепления с дорогой. При возобновлении сцепления возможен удар, который может вырвать руль из рук, что приведет к полной потере управления автомобиля. Важно крепко держать руль, если в водную колею попали не все колеса, а лишь пара из них.
- Торможение двигателем. При этом нельзя ни нажимать педаль тормоза, ни резко бросать газ. Чем плавнее отпустить педаль газа, тем быстрее автомобиль снизит скорость, не уйдя при этом в занос.
- Дождаться пока шины не «найдут» сцепление с дорогой, а руль снова не потяжелеет. В этот момент машина снова станет управляемой и ее можно попытаться стабилизировать.
Активные системы безопасности (ABS и ESP) не помогут, если водитель при попадании в аквапланирование совершает ошибочные маневры или едет слишком быстро. Поэтому во время дождя нужно снизить скорость и увеличить дистанцию с машинами, едущими впереди.